Так случилось, что Ричард третий был любимым из шекспировских персонажей, начиная со знакомства с версией Оливье, продолжая другими версиями и исторической справкой о реальном Ричарде, мягко говоря, отличающемся от художественного образа, так что всё написанное здесь будет предельно субъективно.
Ричард III или как заставить оперного певца выкурить сигарету и выпить виски со льдом Итак сначала о грустном. Я заблудилась на кладбище Сан-Микеле и опоздала аж на 20 минут. Так что пришла аккурат когда Ричард договаривался на счет убийства Кларенса. Зато в антракте меня очень мило утешали и угостили газировкой, а после спектакля публика в вечерних платьях с украшениями и в костюмах в тонкую полоску с платками и канотье собралась перед театром поболтать. Я тоже обсуждала спектакль с двумя очень милыми дамами. Даже прорекламировала им "Билли Бадда". Но теперь о самом спектакле.
Для начала хочу сказать пару слов о сценографии и костюмах. Все действия разворачиваются на фоне черного занавеса, внутри железного колизея с алым песком на арене. При том, что костюмы на персонажах почти современные - черные двойки, женщинам полагается ещё черное пальто в пол - только английские котелки как с картин Магритта, большие зонты и белые перчатки придают некоторый колорит начала двадцатого века, такие декорации помещают события вне времени, как и музыка, совмещающая мотивы хоралов, технические шумы и звуковые эффекты диснеевских мультфильмов, а во время войны и сирену. На лицах актёров почти цирковой грим и стиль игры отсылает к традициям черного карнавала и немного к "Дороге" Феллини. Арена превращается в песочницу, когда появляются принцы, которые, хоть и полагаются на дядюшку как на старшего, довольно откровенно его недолюбливают: разговаривают свысока, прыгают на больную, хотя и не горбатую как он пытается представить перед оговором Гастингса, спину. Как только они уйдут, дядя в раздражении символично оторвёт голову их мишке. Ричард, как и в фильме с Лоуренсом Оливье (в программке обозначено, опера в значительной мере опирается на него) подключается к игре, но в отличие от киноверсии, не подыгрывает детям, а развлекается сам и получает от этого удовольствие. Игрушки осматривает с видом "в наше время такие не делали!!" Позже из дуэта с герцогиней зритель поймёт, что детство у Ричарда было не очень счастливым, так что он компенсирует это как умеет. Впрочем, если знать, что игра запараллеллена с более поздними событиями пьесы, наблюдать за ней становится жутковато. Принц лопаточкой набирает песок в ведёрко, чтобы строить песчаный замок и украшает кулич из кровавого песка английским флагом. Наёмники Ричарда с лопатами приходят "хоронить" других претендентов на престол, чтобы страна перешла к Ричарду и алый песок как кровь взметается возле голов убитых, а Кларенса ещё притапливают в ведре. С лопатами же выступают и вражеские армии. Ричард убивает принца в шутливой дуэли и зритель, знакомый с пьесой, знает, какие события предвещает эта сцена. Принц поднимает игрушечный меч стоя в картинной позе. Ричард потом так же поднимает красивую игрушку и делает вид, что ею закалывается. С одной стороны, он уже спланировал такое будущее для принца, но зритель знает, что Ричард погибнет и сам, притом на поле боя. Что интересно, младшего из принцев традиционно поёт сопрано, а старшего взрослый контртенор. Вполне себе подрастающий наследник. А ещё у него есть велосипед, на котором успеет покататься и Ричард. Правда, в роли пассажира, за водилу будет Бекингем. Другое транспортное средство есть только у короля - его возят даже не в каталке, а в тачке, уже как труп. И так же его воспринимают окружающие. Намного здоровее кажется герцогиня Йоркская, опирающаяся при ходьбе на два зонтика. Герцогиня пребывает в постоянном ужасе от того, что она вырастила, о чем периодически сообщает Ричарду вне зависимости от количества людей вокруг. Обычно он демонстративно привлекает их внимание к её ругани: "нет, ну вы видели? видели?? вот это любящая мать, если кто не понял!" но когда она осыпает его проклятиями наедине, видно, что ему очень больно, и он сам зовёт Бекингема, чтобы отвлечься на дела. Бекингем, кстати, занятный. С виду эдакий рыхлый прихлебай, но очень корыстный и обошедший многих. Напомнил сильно деградировавшего Новичка из пражского "Билли Бадда" и заодно Стукача из "Скотного двора" Оруэлла. Ричард своим клевретам не очень доверяет и стравливает их даже по мелочи. Если жмёт руку одному, уже не жмёт другим. Всегда выделяет кого-то одного и каждый раз нового. Другие отсеиваются, но Бекингем продолжает вести его к власти, надеясь на место у трона. Довольно вовремя понимает, что места не будет и пытается сбежать, но ему не везёт. Если не знать сюжета пьесы, такой исход для него мало что предвещает. Ричард был им доволен. Счастливо целовал и демонстрировал зрителям подготовленную Бекингемом агитационную листовку "Long live king Richard!" со своей фотографией, которую в ярости смял, услышав, что не пользуется народной поддержкой. После старательно следовал совету Бекингема, отыгрывая благочестие перед упрашивающими принять корону. Что интересно, играет он не смиренного калеку, а человека гордого своей верой, не желающего отвлекаться от неё на дела мирские. Надо сказать, Ричард по характеру представляется в спектакле довольно игривым и артистичным. Его игра, особенно в сочетании с гримом, напоминает о Джокере, тоже и жестоком и игривом. Ярче всего это видно даже не когда он притворяется перед роднёй, а когда становится королём и понимает, что может развлекаться как хочет. Победив, он целовал корону, дирижировал толпой с листовками (сначала они путали и поднимали листовки перевернутыми, но Ричард исправил ситуацию)), сгибался будто становясь горбатым и перекошенным, как когда ел якобы заговоренную клубнику перед оговором Гастингса, и вся толпа повторяла за ним. Блаженствовал развалясь на троне и жестами требуя от суетящихся клевретов то сигаретку, то огонька, то вискарика, то льда в вискарик. А потом стали приносить газеты о перемещениях войск Ричмонда и стало уже не до веселья
С войной запараллелили некоторые сцены из первого акта. После смерти короля и брата Ричард демонстративно роняя слезки пел, какой он теперь круглый сиротинушка, только вот ещё от племянников избавиться надо. Всерьёз он осознаёт, что остался совсем один только увидев кошмар перед боем. Кошмар на самом деле пугающий. Убитые им подходят к нему в дыму, снимают свои головы и протягивают ему, укоряя в своих смертях. Надо сказать, хотя Ричард с самого начала был готов идти по головам, убийство Кларенса, за которым он наблюдал, в первый момент всё же напугало его, но к прочим смертям относится всё легче и легче, а свою супругу травит лично, вливая ей в рот пузырёк с зелёной жидкостью, пока она спит. Но лучше б он это раньше сделал, потому что её хватило ещё на дуэт с Елизаветой. Ладно, трио с Елизаветой и герцогиней Йоркской ей удалось. А призраку вроде баньши и вовсе визжать положено. Словом, кошмар удался. Но к бою Ричард собрался. Бился сосредоточенно и уверенно, как и положено человеку военному, побеждал одного противника за другим и высматривал Ричмонда. Как и в реальной битве при Босворте, оружие противникам досталось разное. У Ричарда, правда, вместо боевого топора лопата, но у Ричмонда канонический меч, как и положено "воину света". Когда он выбивает у Ричарда лопату, тот улыбается и раскрывает объятия, Ричмонд добивает его на земле жестом будто бы вонзающим осиновый кол. Но даже лёжа на земле, Ричард всё же выдёргивает воткнутый меч и обещает царство за коня, чтобы продолжать битву, пытается подняться, но уже не может, и с сожалением вспоминает, что в бою "пятерых убил, но не его". И в этот момент искренне сожалеет, что погубил не тех. Ричард умирает, а Ричмонд оглядывает побитое войско и, после пламенной речи в пустоту, целует корону и приобретает мимику Джокера. После чего в лучах света поднимается на колизей.
P.S. Что-то сбивчивый в этот раз обзор получился. Так что размещу фотографию дарённого плюшевого Ричарда и постараюсь ответить на вопросы, если они есть.


Ричард III или как заставить оперного певца выкурить сигарету и выпить виски со льдом Итак сначала о грустном. Я заблудилась на кладбище Сан-Микеле и опоздала аж на 20 минут. Так что пришла аккурат когда Ричард договаривался на счет убийства Кларенса. Зато в антракте меня очень мило утешали и угостили газировкой, а после спектакля публика в вечерних платьях с украшениями и в костюмах в тонкую полоску с платками и канотье собралась перед театром поболтать. Я тоже обсуждала спектакль с двумя очень милыми дамами. Даже прорекламировала им "Билли Бадда". Но теперь о самом спектакле.
Для начала хочу сказать пару слов о сценографии и костюмах. Все действия разворачиваются на фоне черного занавеса, внутри железного колизея с алым песком на арене. При том, что костюмы на персонажах почти современные - черные двойки, женщинам полагается ещё черное пальто в пол - только английские котелки как с картин Магритта, большие зонты и белые перчатки придают некоторый колорит начала двадцатого века, такие декорации помещают события вне времени, как и музыка, совмещающая мотивы хоралов, технические шумы и звуковые эффекты диснеевских мультфильмов, а во время войны и сирену. На лицах актёров почти цирковой грим и стиль игры отсылает к традициям черного карнавала и немного к "Дороге" Феллини. Арена превращается в песочницу, когда появляются принцы, которые, хоть и полагаются на дядюшку как на старшего, довольно откровенно его недолюбливают: разговаривают свысока, прыгают на больную, хотя и не горбатую как он пытается представить перед оговором Гастингса, спину. Как только они уйдут, дядя в раздражении символично оторвёт голову их мишке. Ричард, как и в фильме с Лоуренсом Оливье (в программке обозначено, опера в значительной мере опирается на него) подключается к игре, но в отличие от киноверсии, не подыгрывает детям, а развлекается сам и получает от этого удовольствие. Игрушки осматривает с видом "в наше время такие не делали!!" Позже из дуэта с герцогиней зритель поймёт, что детство у Ричарда было не очень счастливым, так что он компенсирует это как умеет. Впрочем, если знать, что игра запараллеллена с более поздними событиями пьесы, наблюдать за ней становится жутковато. Принц лопаточкой набирает песок в ведёрко, чтобы строить песчаный замок и украшает кулич из кровавого песка английским флагом. Наёмники Ричарда с лопатами приходят "хоронить" других претендентов на престол, чтобы страна перешла к Ричарду и алый песок как кровь взметается возле голов убитых, а Кларенса ещё притапливают в ведре. С лопатами же выступают и вражеские армии. Ричард убивает принца в шутливой дуэли и зритель, знакомый с пьесой, знает, какие события предвещает эта сцена. Принц поднимает игрушечный меч стоя в картинной позе. Ричард потом так же поднимает красивую игрушку и делает вид, что ею закалывается. С одной стороны, он уже спланировал такое будущее для принца, но зритель знает, что Ричард погибнет и сам, притом на поле боя. Что интересно, младшего из принцев традиционно поёт сопрано, а старшего взрослый контртенор. Вполне себе подрастающий наследник. А ещё у него есть велосипед, на котором успеет покататься и Ричард. Правда, в роли пассажира, за водилу будет Бекингем. Другое транспортное средство есть только у короля - его возят даже не в каталке, а в тачке, уже как труп. И так же его воспринимают окружающие. Намного здоровее кажется герцогиня Йоркская, опирающаяся при ходьбе на два зонтика. Герцогиня пребывает в постоянном ужасе от того, что она вырастила, о чем периодически сообщает Ричарду вне зависимости от количества людей вокруг. Обычно он демонстративно привлекает их внимание к её ругани: "нет, ну вы видели? видели?? вот это любящая мать, если кто не понял!" но когда она осыпает его проклятиями наедине, видно, что ему очень больно, и он сам зовёт Бекингема, чтобы отвлечься на дела. Бекингем, кстати, занятный. С виду эдакий рыхлый прихлебай, но очень корыстный и обошедший многих. Напомнил сильно деградировавшего Новичка из пражского "Билли Бадда" и заодно Стукача из "Скотного двора" Оруэлла. Ричард своим клевретам не очень доверяет и стравливает их даже по мелочи. Если жмёт руку одному, уже не жмёт другим. Всегда выделяет кого-то одного и каждый раз нового. Другие отсеиваются, но Бекингем продолжает вести его к власти, надеясь на место у трона. Довольно вовремя понимает, что места не будет и пытается сбежать, но ему не везёт. Если не знать сюжета пьесы, такой исход для него мало что предвещает. Ричард был им доволен. Счастливо целовал и демонстрировал зрителям подготовленную Бекингемом агитационную листовку "Long live king Richard!" со своей фотографией, которую в ярости смял, услышав, что не пользуется народной поддержкой. После старательно следовал совету Бекингема, отыгрывая благочестие перед упрашивающими принять корону. Что интересно, играет он не смиренного калеку, а человека гордого своей верой, не желающего отвлекаться от неё на дела мирские. Надо сказать, Ричард по характеру представляется в спектакле довольно игривым и артистичным. Его игра, особенно в сочетании с гримом, напоминает о Джокере, тоже и жестоком и игривом. Ярче всего это видно даже не когда он притворяется перед роднёй, а когда становится королём и понимает, что может развлекаться как хочет. Победив, он целовал корону, дирижировал толпой с листовками (сначала они путали и поднимали листовки перевернутыми, но Ричард исправил ситуацию)), сгибался будто становясь горбатым и перекошенным, как когда ел якобы заговоренную клубнику перед оговором Гастингса, и вся толпа повторяла за ним. Блаженствовал развалясь на троне и жестами требуя от суетящихся клевретов то сигаретку, то огонька, то вискарика, то льда в вискарик. А потом стали приносить газеты о перемещениях войск Ричмонда и стало уже не до веселья

P.S. Что-то сбивчивый в этот раз обзор получился. Так что размещу фотографию дарённого плюшевого Ричарда и постараюсь ответить на вопросы, если они есть.


@темы: Ричард III