Пожалуй, вторую часть обзора я начну с персонажа, с которого стоило начать первую. А именно, с Билли Бадда.
Билли Бадд и переходный возраст Билли Бадд.
Итак, Билли. Тот, кто по праву носит прозвище "Детка", но уже при усах с бородкой, татушке, видимо, смартфоном, и фанатской любви к капитану Виру. Попадает он на корабль деткой совершеннейшей и поначалу шуганулся общей суматохи, как новобранцев буквально свалили в одну кучу, да и попытке Рыжей бороды драться с вербовщиками Рыжей бороды драться с вербовщиками (борода тут эдакий крепкий мясник-ирландец, офицерья не боится и, чувствуется, на суше тоже был подраться не дурак. Не удивительно, что так быстро вписался в компанию матросов), но с Артуром Смитом вербовка прошла чинно-мирно и парень осмелел. Отвечал молодцевато, быстро оправился после приступа заикания, радовался, что каптенармус его заценил, что тот как-то особо внимательно смотрит не замечал. Пластика вся уже подростковая, но электровеник как дитё. Эдакое гиперактивное. Он на формарсе, так что в сценах с хором часто стоит на спинке вировской кровати, что намекает нам, где он со временем захочет оказаться. Но не сейчас. Нет. И после эффектного появления и речи капитана, которому он с фор-марса кричит"Профессор Преображенский, вы творец!" "Звёздный Вир, я умру за вас!" (и ведь угадал), еще испытывает вполне детский восторг. Каптенармуса боится, потому что у него есть кнут. И смотрит на кнут, когда дядя, которого все боятся, как-то странно вьется вокруг него. Это заметно после стычки с Крысой Крысой (здесь Крыса не подлый стукач, не подхалим, он просто очень жадный, прямо трясся, когда к вещам чужим лез, и трусливый, выхватил нож, когда уже отогнали и могли обойтись без драки, запаниковал, А еще явно хотел показать, какой весь из себя воин, тем более, что каптенармуса боится больше многих, если не больше всех) . Что Тощий Франт взъелся начал обдумывать уже после стычки, после слов Датчанина, (который здесь не старик) старик, а скорее средних лет, одноногий любитель поспать, блаженно продрыхший шантьи, потом бесцеремонно разбуженный и запросивший чуть-чуть в отместку табачок, а потом старательно как оправдывающийся двоечник "валявший дурочку" перед каптенармусом, но всё же повзрослее других, опять же по Фрейду взрослость соотносится с пониманием ограничения возможностей, а у человека с одной ногой они ограничены весьма ощутимо, особенно, когда другие пляшут) но в первый момент не поверил, что именно взъелся. И всё же после предостережения Билли осознал внимание к себе, ориентируясь на собственные чувства к капитану, но не понял, зачем делать гадости кому-то, кто нравится. Он сам не хотел бы как-то подставить Вира, хотя его тоже видит довольно редко, еще реже в одиночестве, рассчитывать на что-то очень сложно. Но это пришло позже. Тогда сразу после ухода начальства от греха подальше убрали разбросанные носки, пока не влетело еще за них, а потом ещё попели и Билли сделал смешное селфи с друзьями. И я вспомнила "Оранжевого солдата", где главный герой рассматривает в конце фильма свою фотографию со счастливыми друзьями и осознает, что теперь жив из них только он. Только тут будет немного наоборот. Но пока все счастливы.
Уже во втором акте перед боем на сцене появляются полувтопленные в пол гробы, на которые время от времени забираются то Вир, то Клэггарт, то Билли. Во вопрос акте Билли осознал свои чувства к капитану и рад возможности выразить их, когда его вызывают, как он думает, для повышения, к Виру в каюту. Он и раньше стрелял глазами, но рядом то было много людей, то не пойми откуда появлялся каптенармус с возмущенным взглядом, что еще хуже. Под этим взглядом Билли лег под опускающийся нож гильотины. Позже, когда капитан сказал, что вызвал не для повышения, Билли прямо просиял и улыбнулся самым зазывным образом, но капитан по понятным причинам остался серьезен. А тут еще вошёл каптенармус и зыркнул так, что Билли смутился и расстроено отошел в сторонку. Входил каптенармус один, а тут за ним устремились демоны. Они усадили Билли на один из гробов и пока каптенармус высказывал ему обвинения, ласкали, зазывая в свою компанию. А Билли плакал, и от несправедливого обвинения, и оттого, что не может сказать ни слова в свою защиту, и от обиды, что с ним подобным образом сводят счёты. Потому и ударил каптенармуса. И потом в ужасе прижался к Виру, уже не как к любимому, а как к отцу, старшему, и в первый момент услышал желанное "несчастный", но вскоре был отстранен, капитан уже настраивался на судейский лад, а Билли еще полз за ним, пока не лёг рядом с Клэггартом в той же позе, с которым буквально был в одном положении при жизни - капитан отстранился от него, как он сам он каптенармуса. После, перед самым судом, уже поднявшись, Билли просил спасти его, но был демонстративно проигнорирован. Перед судом из стен показались пушки, будто для расстрела, но направлены они были на морально казнящего себя капитана. Далее все выглядели испуганными детьми. И капитан, и Билли, и Новичок, метнувшийся за офицерами, и сами офицеры. Билли твердил как отличник заученный предмет, что был верен своему королю и стране, искренне считал, что справедливо ударил Тощего Франта и очень горячился. Причины, почему каптенармус оговорил его, явно знал, но не назвал, считал личным делом, или стеснялся, или думал, это никак не поможет. Тем не менее, явно припоминал. После суда Билли не выглядел смирившимся с судьбой, как Билли Самойлова. Он винил судьбу и гневался на неё, отчаянно хотел жить, пытался отвлечься на мысль, что скоро принесут последнюю пайку, но есть ее не стал. В разговоре с Датчанином так же пытался отвлечься на то, что француза непременно поймают, но никак не мог, и от того был в горе и бессильной ярости. И всё же отказался от того, чтобы начинали бунт ради его спасения, не желая, чтобы с жизнью простились еще его друзья. Билли-Самойлов не мог пожать Датчанину руку из-за кандалов. Этому Билли слишком горько было прощаться и Датчанин, сжимая, собственное запястье, то одно, то другое, желая попрощаться, это понял, скрылся за занавесом-гильотиной.
Но вскоре Билли примирился с тем, что его казнят. К казне готовился со спокойной горечью. Когда он полностью разделся для последнего омовения, которое должен был осуществить любимый капитан, стала видна его татуировка. Скорее всего, не его, а актера, но она вписалась в сюжет. Молоденький Билли носил усы и бородку, чтобы выглядеть старше, а еще набил то ли змею, то ли дракона на ползада. Может, как раз в надежде показать капитану при совсем других обстоятельствах. Но теперь эта татуировка выглядела нелепо и неуместно, Билли вспомнил о ней и стесняясь закрылся подушкой. И этот маленький эпизод напоминает, что Билли еще очень молод и надеялся еще жить и красоваться. После омовения, Билли лёг под одеяло в той же позе, что капитан Вир в первой сцене, И ему уже было всё равно, когда мимо, кто снимая фуражку, кто отдавая честь, кто пригибаясь, чтобы сказать слова прощания, проходили его друзья. Только один раз повернулся, чтобы обнять и утешить какого-то расплакавшегося матроса. Потом гардемарины, весело бегавшие с корабликом в первых сценах, чинно принесли капитану шпагу. На словах "Starry Vere, God bless you!" Билли потянулся капитану в благословляющем жесте, и вместе с тем, как к кому-то очень любимому и очень далекому. Матросы повторили этот жест, но буквально зигуя. Человеку поклонялись как божеству и теперь он получает жертву. Буквально становится палачом, отчего и сам в ужасе. Билли разводит руки и капитан символично поражает его шпагой в сердце. Под крик Билли свет тускнеет. Капитан хватаясь за голову отворачивается, а матросы собираются за его спиной с яростным пением, как до того демоны собирались за спиной Клэггарта и Билли в сцене обвинения. На самом деле они в ярости или это голоса совести Вира неясно. Возможно, и то, и другое. Как бы то ни было, пришло время поговорить о самом капитане.
Капитан Вир, Звездный или не очень Капитан Вир.
О нём уже много было сказано, Но немного добавлю. В первой сцене он ждёт смерти как Бадд казни. У него уже вид умирающего, но он ещё яростно не хочет смерти, яростно поднимает саблю, когда его одолевают воспоминания, резко садится. Хотя поёт "кто спас меня", боится посмертного суда и не чувствует себя спасенным, хотя очень хочет в это верить. Воспоминания одолевают его и в прошлом. Он просматривает мысленным взором события проходящих дней и отдельные сценки как видения окружают его в перерывах между действием. Матросы, дерущиеся носками, мичманы с корабликом, тень каптенармуса... Всё это кружится перед его внутренним взором. Он часто переселяется в свой мир. Особенно радостно заигрывается с корабликом, когда другие офицеры уже со стыдом вспоминают восстания в Норе и Спиттхэде. Разводит руки стоя спиной к хору, с возвышающимся над ним Баддом, будто поднимая волну (не помню, кто сказал "говоря "Cолнце, выгляни в оконце", ребенок в самом деле чувствует себя повелителем природы"). Мысленно ставит Билли прямо напротив себя, любуясь им. Это не мешает ему казаться величественным величественным как кот, перед командой, но демонстрирует настолько он на самом деле увлечен происходящим. Впрочем, скорее, он и был увлечен до тех пор, пока и его, как и каптенармуса, не отвлек Билли, невольно навсегда изменив привычное течение жизни на корабле. Осознав его роль и роль всего случая в своей жизни, Вир обессилен. Он вновь оказывается на смертном одре, смирившись со своей смертью, как когда-то Бадд, не в силах больше бороться с ней и обреченно ожидая приговора высшего суда, едва разведя руки. Последнее слово своей арии он не допевает. Гаснет свет.
Я бы хотела рассказать про какие-то отдельные сцены, но мне сейчас трудно выбрать, поэтому третья часть будет по заявкам. Пишите, о ком или чем хотите прочитать, а я попробую вспомнить и рассказать подробности.
Билли Бадд и переходный возраст Билли Бадд.
Итак, Билли. Тот, кто по праву носит прозвище "Детка", но уже при усах с бородкой, татушке, видимо, смартфоном, и фанатской любви к капитану Виру. Попадает он на корабль деткой совершеннейшей и поначалу шуганулся общей суматохи, как новобранцев буквально свалили в одну кучу, да и попытке Рыжей бороды драться с вербовщиками Рыжей бороды драться с вербовщиками (борода тут эдакий крепкий мясник-ирландец, офицерья не боится и, чувствуется, на суше тоже был подраться не дурак. Не удивительно, что так быстро вписался в компанию матросов), но с Артуром Смитом вербовка прошла чинно-мирно и парень осмелел. Отвечал молодцевато, быстро оправился после приступа заикания, радовался, что каптенармус его заценил, что тот как-то особо внимательно смотрит не замечал. Пластика вся уже подростковая, но электровеник как дитё. Эдакое гиперактивное. Он на формарсе, так что в сценах с хором часто стоит на спинке вировской кровати, что намекает нам, где он со временем захочет оказаться. Но не сейчас. Нет. И после эффектного появления и речи капитана, которому он с фор-марса кричит
Уже во втором акте перед боем на сцене появляются полувтопленные в пол гробы, на которые время от времени забираются то Вир, то Клэггарт, то Билли. Во вопрос акте Билли осознал свои чувства к капитану и рад возможности выразить их, когда его вызывают, как он думает, для повышения, к Виру в каюту. Он и раньше стрелял глазами, но рядом то было много людей, то не пойми откуда появлялся каптенармус с возмущенным взглядом, что еще хуже. Под этим взглядом Билли лег под опускающийся нож гильотины. Позже, когда капитан сказал, что вызвал не для повышения, Билли прямо просиял и улыбнулся самым зазывным образом, но капитан по понятным причинам остался серьезен. А тут еще вошёл каптенармус и зыркнул так, что Билли смутился и расстроено отошел в сторонку. Входил каптенармус один, а тут за ним устремились демоны. Они усадили Билли на один из гробов и пока каптенармус высказывал ему обвинения, ласкали, зазывая в свою компанию. А Билли плакал, и от несправедливого обвинения, и оттого, что не может сказать ни слова в свою защиту, и от обиды, что с ним подобным образом сводят счёты. Потому и ударил каптенармуса. И потом в ужасе прижался к Виру, уже не как к любимому, а как к отцу, старшему, и в первый момент услышал желанное "несчастный", но вскоре был отстранен, капитан уже настраивался на судейский лад, а Билли еще полз за ним, пока не лёг рядом с Клэггартом в той же позе, с которым буквально был в одном положении при жизни - капитан отстранился от него, как он сам он каптенармуса. После, перед самым судом, уже поднявшись, Билли просил спасти его, но был демонстративно проигнорирован. Перед судом из стен показались пушки, будто для расстрела, но направлены они были на морально казнящего себя капитана. Далее все выглядели испуганными детьми. И капитан, и Билли, и Новичок, метнувшийся за офицерами, и сами офицеры. Билли твердил как отличник заученный предмет, что был верен своему королю и стране, искренне считал, что справедливо ударил Тощего Франта и очень горячился. Причины, почему каптенармус оговорил его, явно знал, но не назвал, считал личным делом, или стеснялся, или думал, это никак не поможет. Тем не менее, явно припоминал. После суда Билли не выглядел смирившимся с судьбой, как Билли Самойлова. Он винил судьбу и гневался на неё, отчаянно хотел жить, пытался отвлечься на мысль, что скоро принесут последнюю пайку, но есть ее не стал. В разговоре с Датчанином так же пытался отвлечься на то, что француза непременно поймают, но никак не мог, и от того был в горе и бессильной ярости. И всё же отказался от того, чтобы начинали бунт ради его спасения, не желая, чтобы с жизнью простились еще его друзья. Билли-Самойлов не мог пожать Датчанину руку из-за кандалов. Этому Билли слишком горько было прощаться и Датчанин, сжимая, собственное запястье, то одно, то другое, желая попрощаться, это понял, скрылся за занавесом-гильотиной.
Но вскоре Билли примирился с тем, что его казнят. К казне готовился со спокойной горечью. Когда он полностью разделся для последнего омовения, которое должен был осуществить любимый капитан, стала видна его татуировка. Скорее всего, не его, а актера, но она вписалась в сюжет. Молоденький Билли носил усы и бородку, чтобы выглядеть старше, а еще набил то ли змею, то ли дракона на ползада. Может, как раз в надежде показать капитану при совсем других обстоятельствах. Но теперь эта татуировка выглядела нелепо и неуместно, Билли вспомнил о ней и стесняясь закрылся подушкой. И этот маленький эпизод напоминает, что Билли еще очень молод и надеялся еще жить и красоваться. После омовения, Билли лёг под одеяло в той же позе, что капитан Вир в первой сцене, И ему уже было всё равно, когда мимо, кто снимая фуражку, кто отдавая честь, кто пригибаясь, чтобы сказать слова прощания, проходили его друзья. Только один раз повернулся, чтобы обнять и утешить какого-то расплакавшегося матроса. Потом гардемарины, весело бегавшие с корабликом в первых сценах, чинно принесли капитану шпагу. На словах "Starry Vere, God bless you!" Билли потянулся капитану в благословляющем жесте, и вместе с тем, как к кому-то очень любимому и очень далекому. Матросы повторили этот жест, но буквально зигуя. Человеку поклонялись как божеству и теперь он получает жертву. Буквально становится палачом, отчего и сам в ужасе. Билли разводит руки и капитан символично поражает его шпагой в сердце. Под крик Билли свет тускнеет. Капитан хватаясь за голову отворачивается, а матросы собираются за его спиной с яростным пением, как до того демоны собирались за спиной Клэггарта и Билли в сцене обвинения. На самом деле они в ярости или это голоса совести Вира неясно. Возможно, и то, и другое. Как бы то ни было, пришло время поговорить о самом капитане.
Капитан Вир, Звездный или не очень Капитан Вир.
О нём уже много было сказано, Но немного добавлю. В первой сцене он ждёт смерти как Бадд казни. У него уже вид умирающего, но он ещё яростно не хочет смерти, яростно поднимает саблю, когда его одолевают воспоминания, резко садится. Хотя поёт "кто спас меня", боится посмертного суда и не чувствует себя спасенным, хотя очень хочет в это верить. Воспоминания одолевают его и в прошлом. Он просматривает мысленным взором события проходящих дней и отдельные сценки как видения окружают его в перерывах между действием. Матросы, дерущиеся носками, мичманы с корабликом, тень каптенармуса... Всё это кружится перед его внутренним взором. Он часто переселяется в свой мир. Особенно радостно заигрывается с корабликом, когда другие офицеры уже со стыдом вспоминают восстания в Норе и Спиттхэде. Разводит руки стоя спиной к хору, с возвышающимся над ним Баддом, будто поднимая волну (не помню, кто сказал "говоря "Cолнце, выгляни в оконце", ребенок в самом деле чувствует себя повелителем природы"). Мысленно ставит Билли прямо напротив себя, любуясь им. Это не мешает ему казаться величественным величественным как кот, перед командой, но демонстрирует настолько он на самом деле увлечен происходящим. Впрочем, скорее, он и был увлечен до тех пор, пока и его, как и каптенармуса, не отвлек Билли, невольно навсегда изменив привычное течение жизни на корабле. Осознав его роль и роль всего случая в своей жизни, Вир обессилен. Он вновь оказывается на смертном одре, смирившись со своей смертью, как когда-то Бадд, не в силах больше бороться с ней и обреченно ожидая приговора высшего суда, едва разведя руки. Последнее слово своей арии он не допевает. Гаснет свет.
Я бы хотела рассказать про какие-то отдельные сцены, но мне сейчас трудно выбрать, поэтому третья часть будет по заявкам. Пишите, о ком или чем хотите прочитать, а я попробую вспомнить и рассказать подробности.
@темы: Билли Бадд
Хотела спросить о самом общем впечатлении от Вира: он противный лицемер? несчастный запутавшийся? пофигист, плывущий по течению? Как вообще со сценой суда обстояло дело?
Бедняжка Билли, выходит, всерьез рассчитывал привлечь внимание капитана и м... полежать в капитанской койке не на правах приговоренного к смерти?
Определённо! Но не сразу. Сначала восторг был довольно детским, а потом подсказали и понял, что было бы круто! Капитан тоже им любуется, так что чё нет? Может у них бы чего и выгорело, не появляйся поблизости ревнивый каптенармус)) Ну и капитан-то уже знал про донос Клэггарта, так что в целом был не в настроении. И опять же, вот капитан единственный и мог задумываться: а это точно правильно? Но вот когда он весь такой убитый Билли ноги подходил омывать, я допускаю, что у него тоже была мысль, что не при таких обстоятельствах Билли лучше было раздеваться. Ну и до того в сценах, где они с Билли стоят прямо напротив друг друга в одинаковых позах, у капитана его плащ как подвенечное платье. И сам похож на нерешительную, но любующуюся невесту, а Билли на воодушевленного, хотя волнующегося жениха))
Хотела спросить о самом общем впечатлении от Вира: он противный лицемер? несчастный запутавшийся? пофигист, плывущий по течению? Как вообще со сценой суда обстояло дело?
Смотря в какой момент. Как по мне он побывал в каждой из ипостасей. Он убийственно инфантилен как раз в смысле "ребёнок - он и ангел и злодей" (с). Ну в самом начале он старик, который душой ещё капитан и которого мучительно тянет из больницы на корабль, которому отчаянно не хочется умирать, хотя уже как только поднят занавес с ним всё ясно. Потом, во время первого появления это божество, фараон. Фараон окажется малолетним, но мы этого пока не знаем. И когда после речи, где Вир плащ свой через руку перекинул как принц на парадном портрете, он заметил Билли и слегка улыбнулся (а каптенармус кстати улыбался во всю ширь), тот стал уверять капитана, что умрёт за него, с удвоенным энтузиазмом:
обоже! он на меня посмотрел!господин назначил меня любимой женой!И сразу хор в тени, подсвечиваются только Вир и Билли на фор-марсе. А потом уже стали проявляться другие черты капитана. Сначала в сцене с кораблями можно подумать он на моделях вырабатывает стратегию, уже потом становится понятно, что он играет. Постепенное разоблачение его подлинной роли, хотя на людях он по-прежнему играет местное божество. И только каптенармус как разглядел Новичка, разглядел и Вира. И в сцене доноса просто счастлив довести его до совершенно детской истерики. И вроде сначала Вир стоит на одном из плавучих гробов и визуально выше каптенармуса, а впав в истерику спрыгивает оттуда и начинает почти бегать туда-сюда по сцене как разозленный ребёнок. А каптенармус любуется. Потом в одном из моментов он сам на пару секунд заберется на капитанское место, вспоминая этот разговор. А капитан, вспоминая тот же разговор будет стоять внизу, обращаясь к пустому гробу, будто на нём кто-то есть. Но вот потом, в сцене суда капитан выглядит лицемером. Один раз обняв Билли, потом ведёт себя будто его знать не знает и знать не хочет. Этот мальчик из плохой компании, нельзя с ним дружить. а то заругают. Ни взглядом ни жестом не поддерживает даже до прихода офицеров. Один тот раз обнял по инерции и как отрезало. А Билли казался совсем покинутым и отчаявшимся. Лёг рядом с каптенармусом в той же позе. А когда демоны, кто отлежавшись, кто отбившись унесли каптенармуса, повторили с изменениями сцену "капитан я умру за вас". Схожая музыка и еще мизансцена, только Билли уже не на фор-марсе. И Вир демонстративно не замечает, вроде уже "умыл руки". И когда офицеры, уже без грима, кучкующиеся как испуганные дети, спрашивали его решения, повернулся, почти отмахнулся своим плащом. Потом в сцене омовения на нём уже больничные белые одежды, весь вид убитый, но пытающийся собраться, скоро важное дело. А вот когда его сначала Билли благословил, а прочие ему зиганули в глазах появился ужас. Вот тут он наконец осознал роль палача. И за голову потом хватался с ужасом. А вновь в больнице он уже умирает и разводит руки, хотя и не как Билли, не как жертва для распятия, просто в стороны. Теперь он обвиняемый ожидающий высшего суда, а будет он прощён или нет, каждый решает для себя.Фух, все-таки какой противный Вир в этой постановке вырисовывается: это я насчет сцен после убийства Клэггарта. Да и Билли тоже, с его ползаньем за капитаном.
Все-таки в пражской версии стороны треугольника, состоящего из главных персонажей, очень неравны. Каптенармус крут, а капитан и Билли... ну, они слабые слишком. Не про голоса и исполнение речь, конечно, а именно про постановку.
В общем, Клэггарта на бочку, пускай поет, а демоны вокруг танцуют: вот идеальная для меня выжимка из этого спектакля ))
Капитан вроде по жизни неплох, а тут очень сподличал. Потом сам понял. А Билли не осуждаю. С каким-то таким отчаянием тянулся. Буквально "к заколоченной калитке с надеждой руку протянуть". Очень его было жаль.
Вира и Билли из олденовской постановки я больше люблю, но и эти вполне яркие. Хотя да. Треугольник не равносторонний.
Клэггарта на бочку, пускай поет, а демоны вокруг танцуют - безусловно лучшее! Но вот Новичок очень близко к ним подобрался. Пустите и его вокруг бочки попрыгать!
И блондинистому стриженному демону дайте соло! Он больше всех с каптенармусом нежничал, а потом больше всех горевал!
Нее, Новичок плясать не станет, если не заставят. Он лучше вот, за гроб приляжет, где не видно, и поспит часок )
О, Новичок еще может хлопать, как мичманам хлопал! А тут еще и с надеждой на бонусы!
Забыла рассказать, я потом на улице видела одного из демонов. В спектакле он самый нервный, яростный, вечно чуть подергивающийся и лучше всех дрался в сцене битвы. А актер няшечка такая в футболке и джинсиках))
Ыыыы, здорово! Все-таки они там совершенно фантастически работают с каптенармусом в связке.
А в спектакле электровеник, понятно как раз.
Запросто может быть! В видео его показывали только во всяких драматических сценах типа казни и предсмертной арии, там не пошустришь.
Эх, кажется, все же не будет Билли в Праге в следующем сезоне, жалко (
Но время еще есть, его много, так что можно спокойно ждать новостей и копить деньги )
Кстати, я вот думаю надо представить земное прошлое демонов. У двоих, например, одинаковые татушки. Клэггарт превратил чью-то пару в треугольник? И есть ли татушка у него самого? Притом, один из пары тот, самый яростный дух. Кто самый нежный блондинистый призрак, который больше других катался, когда Клэггарта не стало? Что с остальными? Кто из них моряк, кого ещё где встретил? Пофантазируем? Помню "Биографию Джона Клэггарта, при приёме на работу лучше не показывать"))